Содружество » «Юный эрудит»
Янв
19

«Юный эрудит»

Автор: admin

юэ1

записаться

Программа «Юный эрудит» представляет систему интеллектуально – развивающих занятий, направленных на формирование и развитие познавательных способностей для детей 6 – 10 лет.

Основной целью данной программы является формирование всесторонне развитой личности ребенка, способной к самовыражению, контролю и самооценке.

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

познавательного аспекта цели:

  • формировать и развивать общеучебные умения и навыки;
  • формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;
  • формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата; новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

развивающего аспекта:

  • развивать речь;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

воспитывающего аспекта:

  • воспитывать нравственные качества личности (формирование «Я – концепции»).

 

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творчески – поисковых задач. Большую часть занятия  занимает самостоятельное выполнение детьми логически – поисковых заданий. Решение нестандартных задач обеспечивает переход от простых формально- логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Благодаря этому ребята учатся самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Система представленных на занятиях  задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного «красивого» мышления. Часть упражнений готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Тестирование, как известно, сейчас заявленный государством вид аттестации учащихся в выпускных классах. Поэтому готовить к такой проверке знаний следует с младшего школьного возраста.

В чем же отличие занятий по данной программе от школьных уроков? Прежде всего, все задания, которые предлагает педагог детям, «неучебного» характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное при проверке заключается не в том, чтобы выделить тех детей, кто справился с заданием верно, и указать на тех, кто допустил ошибки, а объяснить ребятам, как задание выполнить правильно и почему другие варианты скорее всего ошибочны.

Учитель не ставит оценки, свои учебные достижения дети оценивают сами. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. У них формируется стремление к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Они многому научаются, и эти умения применяют как в учебной работе, так и в повседневной жизни. А это значит, что возникает интерес к получению знаний. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включенные в методическое пособие и рассказанные педагогом, существенно расширяют кругозор, способствуют  нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Планируемые результаты изучения программы «Юный эрудит».

  1. Умение различать математический, филологический и естественнонаучный материал.
  2. Умение отделять форму от содержания.
  3. Умение абстрагировать количественные отношения, пространственные формы, структурные отношения и связи.
  4. Умение обобщать, вычленять главное, делать выводы.
  5. Умение сокращать процесс рассуждения.
  6. Умение переключаться от одной умственной операции к другой.
  7. Знание способов решения нестандартных задач изученного вида и умение применять их на практике.
  8. Умение определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.
  9. Знание русского фольклора.
  10. Знание фразеологизмов.
  11. Знание изобразительно — выразительных средств языка : метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте и использовать при создании текста.
  12. Умение составлять текст заданного вида на определенную тему, составлять план текста (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

записаться